Степени автоматизации — мифы и реальности

Степени автоматизации — мифы и реальности

Степени автоматизации — мифы и реальности

Мысль о написании этой статьи возникла в результате многолетней работы по устранению одних и тех же недостатков, возникших вследствие неверного конструкторского расчета и последующего изготовления. Каких только уловок и ссылок не используют поставщики, чтобы выдать желаемое за действительное. Давайте разберемся в нормативной документации.

Рассмотрим типовую контейнерную электростанцию. Это условная металлическая утепленная коробка и дизель-электрический агрегат с необходимыми системами управления и вспомогательным оборудованием. Конструкцию контейнера, и соответствующие требования мы разберем в следующих статьях — тут совсем все плохо. А пока остановимся на собственно электростанции.

Основная ошибка проектирования — выбор ГОСТа, в котором даются разъяснения, какие требования необходимо выполнить, чтобы обеспечить ту или иную степень автоматизации. Очень часто поставщики, в большинстве  именитые и известные, дают ссылку на ГОСТ 14228-80, даже не прочитав его. Но электростанция состоит из множества других элементов, на которые существует своя документация — генераторы — ГОСТ Р 53471-2009, управление — ГОСТ 10032-80 и т.д. Нельзя рассматривать соответствие конечного изделия на соответствие только одному документу — они дополняют друг друга, но отдельные требования не должны быть хуже минимально допустимых в любом из них.

На мой взгляд при проектировании и изготовлении необходимо принимать два основополагающих документа — ГОСТ 50783-95 и комплекс стандартов ГОСТ Р ИСО 8528.

ГОСТ 50783-95 «Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические требования» дает нам разъяснения основного для нашей статьи термина — степени автоматизации. Они указаны в таблице 4 (нумерация в оригинальном издании). Для примера я приведу эту таблицу тут:

Обратимся к простой арифметике и рассмотрим в качестве примера агрегат С700D5 Cummins. Согласно содержанию ГОСТ 50783-95 очень часто используемая в поставках ДГУ 2-я степень должна минимально поддерживать работу электростанции в течении 16 часов. Запомним эту цифру. Паспортный расход С700D5 Cummins составляет 140 литров топлива в час при номинальной нагрузке. Собственный топливный бак на станции отсутствует, он изготавливается и поставляется опционально. Следовательно запас дизельного топлива для 2-ой степени автоматизации данного агрегата должен составлять — 140*16=2240 литров. А что происходит в действительности? В 95 % изделий, которые присутствуют на рынке РФ, мы увидим дополнительный топливный бак на примерно на 800-1000 литров. И все. Ответ прост — согласно требований Ростехнадзора изготовление топливных баков объемом свыше 1000 литров — процедура требующая дополнительной подготовки сварщиков и сертификации предприятия. А какому руководителю понравятся дополнительные расходы?

Другая разновидность обмана — наличие подобного бака в комплексе с небольшой станцией, которая проходит по нормативам, но отсутствие автоматики пополнения расходного бака станции сводит все преимущества к нулю. Про  обязательный контроль заправки оперативным персоналом тактично умалчивается. Если копнуть глубже — контроль и автоматическое пополнение масла и антифриза совсем темный лес для большинства «производителей» которые прикрываются «липовыми» сертификатами соответствия ISO.

Заказчику нужно помнить главную фразу — срок необслуживаемой работы. Это означает, что все процедуры должны происходить без участия оператора.

В заключение хочу сказать, что рассмотрел только самую вершину проблемы и советую заказчикам очень обстоятельно и подробно подходить к составлению первичных технических заданий и последующим контролем за его выполнением, чтобы Ваши финансовые вложения не стали вашими проблемами.

Валерий Хитев, сервисный специалист компании ДЭСКО

Write a Message

Your email address will not be published.

Enter your keyword